Пока нас помнят, мы живы. Десять лет без Дулова

     15 ноября 2017 года исполнилось ровно десять лет, как от нас ушёл Александр Андреевич Дулов. И все эти годы он оставался с нами: своими песнями, творческими идеями, незабываемым теплом своей личности.
 "Соловьиные трели", 2003 г.

На фестивале «Соловьиные трели», 2003 г. (фото Е. Роцкой)


«Споём вместе!» в 2017 году

16 декабря очередной 93–й концерт так полюбившегося народу проекта Центра авторской песни «Споём вместе» был посвящён творчеству Александра Дулова. Все присутствующие получили, согласно традиции, и 93-й том с текстами предложенных к исполнению песен. Понятно, что больше всего из сорока прозвучавших было таких, которые сам Дулов называл «песни для пения»: они легко ложатся на слух, хороши в хоровом исполнении, народ их давно знает и с удовольствием и теперь поёт. Но на этом вечере было много песен, выходящих за эти рамки.  Пробрался в программу и «Тост за речку Аян-Урях» на стихи Варлама Шаламова:

Я поднял стакан за глухую дорогу,
За падающих в пути,
За тех, что идти по дороге не могут,
Но их заставляют идти…

И это очень правильно: без рвущих душу и взывающих к совести песен Александр Дулов не был бы самим собой. Впервые на «Споём вместе» были представлены : «Сезон окончен» на слова Сергея Юфита – её спели вместе с его хорошо известными «Морозным огнём опалёны» и «Как крик души»; «Шесть батонов» на стихи Романа Сефа, которой Александр Костромин даже придал некий политический контекст:

И сказала грустно булка:
«Вот, вот,
Вот, вот,
Вот весёлая прогулка!»

Первый раз спели в таком составе и «Уеду» на стихи Юнны Мориц, «Олива» — Леонида Мартынова, «Сон в землянке» — Александра Межирова, «Хозяйка медной горы» — Татьяны Сырыщевой, «Ещё не всё» — Ларисы Миллер, «Тень» — Вероники Тушновой, «Дорога» на слова самого Дулова.

Очень симпатично художественное оформление 93-го тома: почти каждая песня сопровождалась детским рисунком, и они так хороши, что хотелось бы всё тут показать.  А вопросы, викторины, подготовленные Юрием Федоровским, всегда очень остроумные, были особенно заковыристы. Правда, несложно было догадаться, что в школе Дулов изучал немецкий: учиться он начал ещё до войны, и немецкий в те времена был в особой чести. Александр Андреевич вообще питал к языкам особую страсть: обожал французский, неплохо знал английский, немного польский и даже изучал японский. А вот догадаться, что Дулов был в своём институте награждён грамотой за участие в пожарной дружине, даже, кажется, руководил ею – смотрите фото — было непросто.

Пожарные учения. Дулов руководит

Институт органической химии АН СССР, 70-е гг. Учения по пожарной безопасности

Куда съездил он во время командировки во Францию – нелегальным путем, конечно, потому что выезжать за пределы Лиона, где работал, было запрещено — тоже не сразу скажешь. Так вот, прежде всего в Испанию – вспомните его «Корриду» на слова Евгения Евтушенко. Побывал он и в Альпах, и не только французских, откуда прислал в почтовом конверте засушенные дикие нарциссы. Свои письма он всегда сопровождал рисуночками на тему дня — вы их здесь видите. Был ещё вопрос, в каком году Дулов написал целых 21 песен? Нашлись знатоки и тут: в особенно плодотворном 1980 году, когда он особенно увлёкся стихами Юрия Кузнецова и Владимира Попова. Очень популярная в народе и как всегда с удовольствием исполненная в тот вечер «На краешке лета» на стихи В.Попова — тоже из этого года.

    

Я провела небольшое исследование: выложила в ряд все тома серии «Споём вместе», посвящённые Александру Андреевичу: т. 18 «И расставанья неизбежность», 8 декабря 2007 — через 3 недели после его ухода; т. 41 «А музыке нас птицы научили», 6 ноября 2010; т. 85 «Тебе ещё не поздно на палубу взойти», 10 декабря 2016; т. 93 «За дорогу без конца», 16 декабря 2017. Был ещё один выпуск – пятый, подготовленный ко Дню рождения Дулова 15 мая 2010, праздновавшемуся по сложившейся традиции на Суздальской земле. Затем изучила репертуар песен, в них представленных. Очень получилось интересно проследить, как к двум десяткам пользующихся наибольшей популярностью песен, повторяющихся в каждом сборнике, таких как «Размытый путь» на стихи Николая Рубцова, «Ну пожалуйста» Вероники Тушновой, «Три сосны» Владимира Павлинова, «Тайга» Игоря Жданова, со временем прибавлялись всё новые и новые, иной раз совсем, казалось бы, неожиданные, вроде «Баллады о неандертальском Прометее» на стихи Олега Тарутина, «Прощай, позабудь» Иосифа Бродского или «Весть о стоящем человеке» Елены Владимировой. Общее количество песен, которые, как оказалось, возможны в хоровом исполнении, превысило 60! Вот бы порадовался и посмеялся Александр Андреевич!

Конечно, очень многое зависит от тех, кто выходит на сцену, сам поёт и тем самым руководит аудиторией. Прежде всего, конечно, бессменный ведущий и делающий это гениально Александр Костромин, и всегда ему ассистирующие Дмитрий Матюшин и Александр Евстигнеев. Много дуловских песен знают и поют Ольга и Алексей Черемисовы, романсы Дулова прекрасно звучат в исполнении Андрея Яновского, дуэта Галины Бургучевой и Инессы Слюсаренко – и зал с удовольствием им подпевает. И конечно, неизменный восторг и долгие овации вызывает КСП МИФИ – про этот ансамбль сказано столько хороших слов, что добавить уже нечего. А петь с ним вместе – просто наслаждение.


 

Архив новостей
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930